Как научиться учиться всю жизнь, а не только в детстве

Каждый из нас так или иначе учится всю жизнь. А кто не учится, тот страдает. Есть два основных пути развития человека: путь страданий и путь осознаний.

В первом случае человеку приходится пострадать вдоволь. Когда станет совсем невмоготу — таки изменить свои привычки, способы реагирования на те или иные ситуации, эмоции, действия, немножко изменить своё мировоззрение, сделать его менее конфликтным. В общем, немножко развиться духовно.

Второй путь — путь человека мыслящего, который способен учиться на чужих и своих ошибках (не нужно много повторений страданий). Этот путь гораздо приятней и быстрей. Достаточно понять причинно-следственные связи в своих поступках, решениях, эмоциях, просчитать последствия действий или бездействия и дальнейшую перспективу.

Потребность в развитии (психическом, физическом, профессиональном, социальном) — базовая человеческая эволюционная потребность. Если она не «затаптывается» в детстве и юношестве родителями и горе-педагогами, развиваться хочется всю жизнь и это приносит удовлетворение.

Мудрая пословица гласит: каждый человек в нашей жизни – учитель. И первыми учителями, как правило, становятся наши родители. Но большинство людей не осознает этого, то есть, не осознает себя в качестве учеников или в качестве учителей для окружающих людей. А это становится причиной недопонимания, ссор и обид.

Речь идет не только об отношениях между родителями и детьми, даже наши знакомые или прохожие на улице могут быть для нас учителями. Но лишь некоторых людей мы воспринимаем как способных научить нас чему-то нужному и важному. И это нормально. Хуже когда человек вообще перестает обучаться или рассматривать других в качестве потенциальных учителей.

Желание подражать, «слизывать» чью-то форму поведения, воспроизводить опыт более развитых (успешных, эффективных, статусных) существ является природным механизмом самообучения не только человека, но и животного. Такой подход дает огромные преимущества, позволяет адаптироваться к условиям окружающего мира, выжить и развиться.

Однако в человеческом обществе не все скопированные поведенческие формы являются конструктивными. Поэтому необходимо правильно выбирать учителей. Такая избирательность в обучении однозначно полезна, однако с возрастом может приводить и к негативным последствиям — человеку все труднее и труднее обучаться, пропуская любую информацию через уже имеющийся закостенелый набор представлений о себе и мире, боясь что-то изменить, так как возможны и ухудшения или потеря достигнутой устойчивой позиции (тот самый привычный мирок).

Страх развития, практически отсутствующий у ребенка и усиливающийся с возрастом, может быть объяснен и другими факторами. Например, страхом отчужденности в случае изменений, деструктивными установками родителей, общественности, инертностью и сопротивлением социальной системы изменениям.

Стремление осознать, разобраться с возникающими у себя эмоциями и ситуациями, вызывающими их, найти оптимальную форму реагирования является природным механизмом развития человека и базовой потребностью. И сам факт того, что человек хочет учиться, ищет учителя и учится, «подсматривая» за более развитыми личностями, создает необходимую предпосылку для более гармоничной жизни.

В этом смысле саморазвитие требует с возрастом приложения все больших усилий, связанных с преодолением личных страхов и расхожих стереотипов, а также с естественным сопротивлением среды, преодоление которого также является частью процесса обучения.

Духовное, психологическое развитие – это и есть более осознанное и интенсивное ученичество по жизни, выход за пределы себя обычного. В результате жизнь становится ярче, насыщенней и благополучней. В отличие от медленного и обыденного «вываривания» по жизни (см. пусть страдания) в череде непонятых событий.

С моей точки зрения, интенсивное обучение у человека начинается с момента осознания, что так жить, как раньше, он уже не хочет:

1. Когда старые методы, роли и принципы уже не работают, не доставляют того удовлетворения или желаемого эффекта.

2. Когда напряжение по реализации своего искреннего желания стало настолько велико, что пересилило действие защитных механизмов психики и прочих внутренних и внешних препятствий.

3. Когда мироощущение и самоидентичность настолько перестали устраивать человека, что страх изменить или потерять свой привычный образ ушел на второй план.

Когда-то мой наставник поведал (речь тогда шла о социальном развитии), что своим бизнесом нужно начинать заниматься тогда, когда ты уже не можешь заставить себя работать «на дядю». Это сравнимо с ощущениями, когда тебя погрузили головой в воду, ты уже практически задохнулся, но в конце концов собрал последние силы и в яростном порыве вынырнул и вздохнул полной грудью. Вот это острое и четкое желание и характеризуется той тотальностью, которая необходима при занятии своим делом. В принципе, эта аллегория хорошо характеризует волевую тотальность во всем. А до возникновения такого жгучего желания лучше заниматься «более важными» делами.

Уже позже, по прошествии нескольких лет и череды напряженных жизненных событий, пришло осознание того, что имел в виду наставник. Как нельзя кстати оказалась данная техника для накачки и пробуждения боевой воли, на которую можно опереться в критических ситуациях. И которая является фундаментом для дальнейшего окультуривания воинственных, доминантных состояний. Для ощущения своего статуса и статуса окружающих.

Показательно, что качественное прохождение волевых тренингов (отличные результаты демонстрируют различного рода экстремальные тренинги, спорт) часто кардинально меняет всю жизнь ученика в лучшую сторону: формируется активная жизненная позиция, уверенность в своих силах, решительность (в этой связи рекомендую ознакомиться с тренингами по системе Вернера Эрхарда, особенно в части тотальной ответственности человека перед собой, согласно которой все без исключения поступки человека являются следствием его выбора и его ответственности за этот выбор). Такая подготовка зачастую помогает в успешной социальной реализации и в качественном переходе из серой массы ненавидящих свою работу в людей, чья деятельность становится их призванием — хобби и работой одновременно.

Занимаясь любимым делом, перестаешь «работать» и начинаешь получать не зарплату, а личный доход, признание и удовольствие. Играть, творить и кайфовать от этого.