Психотерапия и личность терапевта

Харизма психолога и суть терапии

Относительно индивидуального консультирования я хотел бы немножко остановиться на том, что является в какой-то степени фундаментальным моментом индивидуального консультирования. А именно – это личность психолога.

В чем здесь, собственно говоря, фундаментальность? Существуют исследования, и мой тоже опыт подтверждает соответствующие исследования, что эффективность работы психолога при работе с клиентом очень мало зависит, собственно говоря, от выбора той или иной методики. То есть, человек может работать в рамках разных школ, разных парадигм, будь то психоанализ, гештальт, психодрама или что-то свое, но эффективность, по крайней мере, осознаваемая эффективность пациентом его помощи зависит преимущественно от личности самого психотерапевта.

То есть, можно говорить о специфической терапевтической харизматичности. Если таковая у психолога присутствует, то он успешно осваивает этот вид деятельности, если нет – то увы. Оно, в общем-то и понятно, почему так происходит. Потому что, действительно, именно эта самая личность и является инструментом, при помощи которого осуществляется воздействие на личность пациента.

Харизма и личностные качества

Что же является, на мой взгляд, основой вот этой самой психологической харизматичности?

Когда-то, в послеперестроечные годы, когда вообще проблема харизмы встала очень остро в политической психологии, была масса исследований, можно ли соотнести харизматичность с тем или иным набором личностных качеств? Ну, в основном это делалось, конечно же, на политиках. Как делалось? Политики прогонялись через огромное количество тестов личностных, потом население оценивало их по степени привлекательности или непривлекательности, ну а потом, как обычно, факторный анализ, чтобы выделить связь харизмы с конкретным набором качеств.

Каков же результат? Да никакой связи нет. Человек может быть харизматической личностью, но при этом он добрый или злой, интеллектуальный или, скажем так, не очень, какой-то, скажем, тихий или громкий, любит выставиться – не любит, любит выпить – не любит выпить, и так далее. То есть, харизматичность – это некоторое специфическое качество, или некий набор качеств личности, который не сводим к обычным традиционно рассматриваемым качествам. Недаром, собственно говоря, изначально слово «харизма» происходит из библии. «Харизма» — это дар Божий.

Личность в психотерапевтическом процессе

Но в общем-то, если обратиться к самой сути психотерапевтического процесса, то можно попробовать понять, по крайней мере, некоторые значимые элементы, которые должны быть. Ну, тут можно обратиться к двум вещам. Во-первых, что такое, собственно говоря, есть психотерапевтический процесс по своей сути.

Ну, понятное дело, что это не есть просто информирование человека. То есть, даже на уровне бытового сознания понятно, что если человек курит, то курит он не потому, что он не знает, что курить вредно. То есть, даже если вы его проинформируете относительно того, что он может поступать иначе, он не будет поступать иначе. С другой стороны, психотерапевтический процесс не является просто неким эмпатированием или поддерживанием клиента в его здоровье, если он все равно не знает, куда идти. Тем более, опять же, совершенно понятны две вещи: что близкий человек в любом случае эмпатически поддержит своего другого близкого человека лучше, потому что он более готов отдавать энергию эмоциональную.

А с другой стороны, существует просто такой процесс, о котором, наверное, как занимающиеся этим делом, вы знаете, — процесс профессионального сгорания психолога. То есть, если психолог не становится профессионалом за 5 лет, то он просто теряет возможность стать профессионалом. Он сгорает в эмоциональном аспекте, его действительно перестают тревожить те проблемы, которые рассказывает ему пациент.

Поэтому, в общем-то, что такое, по сути говоря, в таком случае процесс психотерапии, в широком смысле слова, я опять же не разделяю психоконсультацию, психокоррекцию, психотерапию, хотя они законодательно у нас разделены. В широком смысле слова – это есть некоторый процесс реструктуризации психики пациента. И вот в этом смысле, в каком случае эта реструктуризация психики может произойти? Она может произойти в том случае, если терапевт прошел соответствующий путь тоже. В этом смысле понятно, опыт величайших психотерапевтов прошлого века, как того же Фрейда и Перлза, когда в автобиографии Фрейда написано, что там больше психики его личного. Но ведь он эти неврозы, можно сказать, у себя исцелил. То есть, несмотря на изначально достаточно невротизированную предысторию, он стал в достаточной мере реализованным человеком. Аналогично можно почитать автобиографию Перлза, его книгу «Внутри и вне помойного ведра», содержание которой вытекает из названия. И так далее.

Таким образом, именно опыт терапевта в отношении своих личных проблем, причем решенными именно терапевтическими средствами, а не какими-либо другими, является источником того, что он в состоянии оказывать соответствующую помощь пациентам. Причем на уровне подсознательного взаимодействия пациент изначально чувствует, обладает терапевт подобной внутренней силой или нет. То есть, врач может быть больным, а психолог не может быть психологом с 8 до 11 или с 9 до 17. Психолог – это образ жизни.

Потенциал, емкость харизмы

Вопрос: может быть харизматичность — это просто умение скрывать свои недостатки и акцентировать внимание на достоинствах?

Нет, в этом я абсолютно не согласен. Более того, считаю, что харизматичность – это самостоятельное качество, присущее человеческой природе. Ну, поскольку я занимаюсь феноменом харизматичности в рамках изучения психологии религии, то существует такой, достаточно забавный феномен «сохранения харизмы». Вот, например, некий религиозный лидер собирает вокруг себя некоторое количество людей. Потом его начинает «колбасить», он разгоняет эту общину, меняет полностью свое вероучение и создает новую общину в рамках совершенно иного вероучения. Так вот в чем суть эффекта: количество людей, которое собирается вокруг данного лидера, является постоянным. Независимо от того, какое учение он проповедует. И это другие люди… Это другие люди, не те же самые. Но независимо от того, чему он учит: тому или противоположному, или еще чему-то, это количество постоянно. Кроме того, качества, которые считаются позитивными и негативными, они ведь различны в рамках различных вероучений, поэтому это уже опровергает данную точку зрения.

Реплика: — Ну, они просто держат свой авторитет…

Опять же, «держат свой авторитет»… Например, какие разные варианты той же харизматичности. То есть, вот сегодня вспоминали Козлова (синтон). Фактически там харизматичность поддерживается не за счет нагнетания авторитета, а наоборот: такой вот либерально-демократический тип взаимодействия. То есть, над лидером можно подшутить и так далее, но это все равно притягивает внимание к лидеру. То есть, если он является объектом постоянных шуток, ну, грубо говоря, как Жириновский, вот яркий пример харизматической личности, которая не скрывает свои недостатки, а наоборот – продает их.

— В его недостатках его преимущество и есть.

Ну да… Так можно сказать, но еще раз хочу сказать, что харизматичность – качество, связанное с внутренней структурой психики, а не только с игрой. То есть, если бы можно было наиграть харизматичность, то количество, успешных, по крайней мере в финансовом плане, психологов, количество религиозных общин, было бы на порядок больше. А так, человек в общем-то пытается заняться соответствующим видом деятельности и из сотни начинающих остается лишь очень небольшой процент профессионалов, самостоятельно действующих единиц.

(с) Андрей Сафронов, психолог, к.т.н., президент УФЙ. Источник www.yoga.net.ua

Записатися на сеанс: